Подруга вчера фотографии свои сбросила семилетней давности и спрашивает: "Лиля, вот как так: чем старше становимся, тем лучше выглядим?".
И не могу не согласиться. :) Лучше. Почему лучше, хоть и не высыпаемся, и нагрузка в разы больше по сравнению с той, что была в те годы?
Во-первых, обабиться обязывали встроенные бессознательные сценарии. Годам к двадцати пяти уже надо было знать свое место: мать, жена, хозяйка. С мамой и мужем не спорить, по возможности, стараться обходить острые углы с наименьшими потерями, точнее, ценой подавления собственных эмоций. Женщины в перечне традиционных ролей нет.
Во-вторых, свобода выбора и свобода творчества не предполагались. Поступила, закончила, пошла работать. Максимум, один раз работу поменяла по крайне уважительной причине "мало платили". И все - от зарплаты до зарплаты. Работа, садик, магазин, дом. В общем, программой предписывалось, что должно из жизни получиться.
В-третьих, свои желания иметь не разрешалось, начиная с родительской семьи. "Эгоисткой вырастешь", "не много ли ты хочешь?", "много хочешь - мало получишь", "а кто тебя спрашивать будет?"... Так никто и не спрашивал потом, а заявить самой - смелости не хватало. Даже пультом от телевизора муж управлял: "Что за идиотские сериалы ты смотришь?", и становилось стыдно... Другие всегда знали лучше, что для тебя лучше. Оттого и печаль, и тоска, и уныние на лице - душа плакала от того, что ее не слышат.
А сейчас что? Сейчас внутрь себя. Сейчас хочешь - делаешь, не хочешь - не делаешь. Сейчас слушаешь, отзывается внутри или нет. Не отзывается - не двигаешься с места.
Сейчас знаешь, кто ты и зачем ты. Без ложной скромности. Как есть. Меньше всего хочется делить себя на части: плохая, хорошая. Это ты, и точка.
Сейчас свобода - это ценность, и не дай Бог никому на нее посягнуть. За право самой решать, что ты будешь делать со своей жизнью, ты отдала чертову кучу лет. Сейчас, как никогда, ты знаешь, что свои границы нужно держать. Ты есть, как личность, пока есть твоя территория.
Сейчас ты знаешь, что никто не сможет тебя упрекнуть в том, что ты не права. Ты сама себе и судья, и адвокат. Внешний шум волнует все меньше.
А еще ты поняла: если хочешь быть красивой, будь. Деньги, усилия, другие ресурсы - больше ни за что не хочется экономить на себе. Жизни не так много, чтобы не позволить себе роскошь прожить ее красивой.
И, самое главное - то, что звучит внутри, важней всего. Люди приходят и уходят. События сменяют друг друга. Браки начинаются и заканчиваются. Дети вырастают. И только ты остаешься. Все самое ценное у тебя с собой, внутри тебя.
Лилия Ахремчик